Аутизм

В детском саду разработан план мероприятий по организации и проведению в образовательном учреждении с 30 марта по 3 апреля 2017 года «Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма».

___________________________________________________________________________________

Старший воспитатель познакомила педагогов с консультацией: «Что такое аутизм?»

___________________________________________________________________________________

Психолог предоставила консультацию. «Особенности поведения ребенка-аутиста».

___________________________________________________________________________________

Консультация для родителей. «Признаки аустических расстройств у детей»

___________________________________________________________________________________

Консультация для педагогов. «Методы работы с детьми-аутистами»

___________________________________________________________________________________

 

Детский аутизм — определение, признаки и методы работы с аутичным ребенком.

Что такое аутизм?

«Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства».

«Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие».

В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.

Особенности поведения ребенка-аутиста:

Психолог предлагает участникам семинара представить себе ребенка с подобными особенностями. На доске схематически представлена фигура ребенка, рядом с доской ставится коробка с карточками, на которых написаны те или иные особенности поведения ребенка. Каждый педагог подходит к доске, вытягивает из коробки карточку, решает, соответствует ли предложенная на карточке характеристика поведению ребенка-аутиста, и в случае соответствия прикрепляет карточку на доску.

Во время выполнения задания психолог никак не комментирует ответы педагогов. Когда все участники сделали свой выбор, психолог проводит анализ коллективно составленного портрета, отмечая характерные признаки ребенка-аутиста. После того как комментарий завершен, психолог спрашивает: «Может быть, после нашего обсуждения кто-то хочет изменить свое мнение?» Если кто-то из педагогов понял, что его ответ неверен, он может его исправить и прикрепить карточку на доску (или снять с доски). При этом важно не акцентировать внимание на ошибках педагогов.

Признаки аутизма

Черты обычного ребенка Черты ребенка-аутиста
— постоянно задает вопросы,
— залезает на горку, на верх дивана,
— любит играть на детской площадке, когда там много детей,
 
— активно привлекает детей в свою игру,
— любит кошек,
— разбирает вещи по частям,
— разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми,
— любит разноцветные шерстяные свитера,
— любит громкую музыку,
— любит играть на барабанах или стучать,
— требует новых игрушек,
— постоянно переставляет, игрушки и вещи в комнате,
— пьет из разных чашек
— не смотрит в глаза,
— не играет со сверстниками,
— не испытывает радость,
— не нуждается в контакте с окружающими,
— не разговаривает с окружающими,
— повторяет одни и те же слова или предложения,
— выполняет одни и те же механические движения,
— играет только с определенными игрушками,
— использует постоянные ритуалы,
— играет с мелкими игрушками,
— выстраивает предметы в ряд,
— общается только с одним членом семьи,
 
— общается с одним выбранным взрослым,
— избирателен в еде,
 
— предпочитает еду одного цвета,
— не любит телесный контакт,
— избирателен в одежде,
— часто ходит босиком,
— плохо спит,
— играет один,
— фантазирует,
 
— делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами),
— постоянно намеренно соблюдает определенные правила,
— сопротивляется переменам,
 
— выполняет действия в определенном порядке,
— совершает действия, приносящие вред ему самому,
 
— боится громких звуков, закрывает уши руками,
— избегает яркого света,
— нюхает предметы, в том числе и несъедобные,
— избегает двигательной активности,
— не переносит прикосновения к себе,
— боится испачкаться,
— быстро утомляется,
— хаотично передвигается по помещению

Этапы помощи аутичному ребенку:

Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:

-посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);

-посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);

-пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга);

-обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;

-начать работу с соответствующим специалистом.

Методы работы с детьми-аутистами

1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)

2. Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия

3. Концепция ТЕАССН

4. Холдинг-терапия

5.Сенсорная интеграция

6. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)

 

Рекомендации по работе с детьми-аутистами

Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:

Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.

Принимайте его таким, какой он есть.

Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.

Придерживайтесь определенного режима дня.

Соблюдайте ежедневные ритуалы.

Не трогайте ребенка.

Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.

Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.

Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».

Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.

Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.

Во что играть с маленьким ребенком-аутистом:

  • хороводные игры,
  • игры с правилами,
  • пускать мыльные пузыри,
  • игры с водой,
  • игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Как учить ребенка-аутиста:

  • доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
  • избегать переутомления;
  • четко организовывать пространство;
  • использовать подписанные системы хранения;
  • подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
  • обращаться к ребенку по имени;
  • обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
  • осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
  • использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
  • постоянно развивать крупную и мелкую моторику.